Художник поистине универсального дарования, Владислав Успенский владеет обширнейшей палитрой музыкальных жанров – от песни до оперы, от инструментальной миниатюры до масштабных симфонических полотен, от детских спектаклей, киномузыки – до Божественной литургии… Поразительным образом все они спаяны, слиты воедино, переплавлены в тигле оригинального стиля мастера. Музыкальное творение непостижимо, но можно попытаться проследить истоки, питающие стиль творца. Будущий композитор с детства пел в церковном хоре, а первые уроки музыки получил у первой учительницы – мамы. Неукротимое желание творчества было направлено в нужное русло признанным мэтром советской музыки Д.Б. Кабалевским – «крестным отцом» юного музыканта. В музыкальном училище при Московской консерватории Владислав Успенский расширяет свое понимание музыки XX столетия под руководством оригинально мыслящего педагога С. Фрида. Годы учения в Ленинградской консерватории-это врастание в почву богатейших духовных и академических традиций города, слияние с творческой средой «шестидесятничества». Круг общения молодого автора – Мстислав Ростропович, Евгений Мравинский, Михаил Вайман, Борис Гутников, Иосиф Бродский, Михаил Шемякин, Яков Гордин. К тайнам композиторской профессии В. Успенский приобщается под руководством опытного мэтра Б.А. Арапова. Среди его сочинений - три оперы, девять балетов. На замысел В. Успенского написать оперу "Интервенция" (1970) Д.Д. Шостакович откликнулся такими словами: "Вашу мысль написать "Интервенцию" по Славину горячо приветствую. Это очень талантливая пьеса, и меня очень радует, что Вы за нее беретесь. Я уверен, что у Вас это может получиться очень хорошо. ... Работайте больше, сочиняйте больше. Это Ваше призвание, Ваш долг". Опера "Интервенция" и балет "Памяти героя" (1969) шли на сцене Кировского (ныне Мариинского) театра, балет "Летят журавли" (1984) - в Малом театре, балеты "Дорога в день" ("Спасение", 1974), "Добрый заяц и другие обитатели леса" (1976), "Для тебя на море" (1978) и "Робот" (1982) были поставлены в Германии. В творческом багаже композитора - многочисленные симфонические, ораториальные и камерные произведения. Наиболее крупные из них: симфонии "Музыкальные настроения" (1973), "К свету" (1985), "Посвящение" (1988), поэмы для большого симфонического оркестра "Весна надежд" (1981) и "Посвящение мужеству" (1983), концерты для различных инструментов и симфонического оркестра, оратория на стихи К. Симонова "С тобой и без тебя" (1984), вокальные циклы "Монологи" (стихи Е. Евтушенко, 1978), "Разрыв" (стихи Б. Пастернака, 1986), "Монологи о любви" (стихи М. Цветаевой, 1995), "Ностальгия" (стихи И. Бунина и А. Блока, 1996) и другие сочинения. Уже в зрелом возрасте Владислав Успенский подходит к осуществлению своего давнего желания: обратиться к созданию церковной православной музыки. Одно за другим появляются монументальные хоровые сочинения: "Всенощное бдение" (1990), "Божественная литургия" (1991), "На исход души" ("Панихида", 1992), где канонические жанры православного типикона (ритуала) окрашены яркой личностной интонацией автора. Мотивы, образы, а порой и тексты литургических песнопений и молитв проникают в последние годы и в его произведения других жанров, внося в них не только звуковую символику, но и образно-психологическое содержание, граничащее с молитвенным. В 1990-е годы Успенский обратился к новому для себя жанру - мюзиклу, и этот жанр в его руках подвергся творческому переосмыслению. Лучшие мюзиклы, созданные им в те годы, и сегодня популярны и являются украшением репертуара Санкт-Петербургского театра "Буфф": "Шерлок Холмс и королева богемы" (1989), "Казанова в России" (1996), "Искушение Жанны" (1997), "Бал воров" (2003). Одно из самых ярких сочинений последних лет - драматический мюзикл "Анна Каренина", созданный в рамках российско-финского проекта. Премьера состоялась в городе Лахти (Финляндия) в 2000 году. За сезон 2000/2001 года мюзикл выдержал 101 аншлаговый спектакль. Завораживающий мелодизм, эффектные драматические кульминации в мюзикле оттенены создающими совершенно особое настроение подлинными русскими народными мотивами. Широта симфонического развития приближает его к опере. В. Успенским написана музыка к большому числу фильмов, в том числе к картинам "Моабитская тетрадь", "Миссия в Кабуле" (совместно с Л. Гариным), "Соленый пес", "Крах инженера Гарина", "Комендантский час", "Долгая дорога к себе", "Мера пресечения" и другим, телеспектаклям "Белые ночи", "Дождь", "Евгений Онегин", "Он пришел в день поминовения", "О, Мельпомена!", "Натали". Владислав Александрович является автором более 100 песен. Широта и разнообразие творческих интересов, обращение как к "высоким", так и к сугубо демократическим жанрам - одна из главных черт творчества композитора. Музыкальному языку В. Успенского свойственно органичное сочетание традиций национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками. Характерная черта творчества Успенского – тревога за судьбы мира, непосредственный отклик на мировые коллизии и проблемы: борьба с фашизмом и тоталитаризмом (опера «Война с саламандрами» по Карлу Чапеку), с засильем пошлости массовой культуры («противоядием» ей служат в творчестве В. Успенского песни, базирующиеся на чистых, незамутненных источниках фольклора и естественной живой интонации). Сочинения композитора всегда несут в себе заряд нравственного очищения, эффект катарсиса. Даже темные силы В. Успенский, преодолевая, преобразует в положительные эстетические ценности (финал оперы «Война с саламандрами», заключительные эпизоды многих симфонических опусов). Музыкальный язык Владислава Успенского сочетает традиции национального русского музыкального искусства с современными звучаниями и красками, что делает музыку композитора «равнодокладной» и для профессионалов, и для меломанов. Произведения композитора В. Успенского исполнялись в разные годы выдающимися музыкантами, среди которых Борис Гутников, Павел Серебряков, Арвид Янсонс, Ирина Богачева, Геннадий Рождественский, Владислав Чернушенко, Сергей Лейферкус, Филипп Хиршхорн, Максим Венгеров, Роберто Фабриччиани, Вольфганг Штокмайер, звезды эстрады Эдита Пьеха, Иосиф Кобзон, Валентина Толкунова, Ирина Понаровская, Ирина Мирошниченко. Огромной популярностью пользуется созданный В.А. Успенским в 1999 г. и поставленный в Финляндии большой драматический мюзикл «Анна Каренина». Народный артист России, профессор Владислав Успенский обладал не только колоссальной энергией, но и глубокой внутренней интеллигентностью. Широта видения мира, интерес ко всему, что происходит в городе и стране сочеталась в нем с вниманием к отдельному человеку, а погруженность в работу над новыми крупными музыкальными произведениями – со способностью видеть красоту тихих, неброских улочек Петербурга – тех, мимо которых обычно проходят туристы, открывающих свою прелесть лишь внимательному, любящему взгляду.